Журнал о напитках и ресторанном бизнесе

РЕДАКЦИЯ
191011, Санкт-Петербург,
ул. Итальянская, 29
Тел./факс: (812) 571-6827,
310-2107, 335-0584
E-mail: iv@imperiavkusa.ru

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Москва
тел.: (495) 788-5648
(905) 706-3877
E-mail: msk@imperiavkusa.ru

 

Круглый стол
Особенности национального виноделия
Состояние российской винодельческой отрасли вызывает сегодня много различных вопросов. Самый больной из них - вопрос качества. В обсуждении проблем, стоящих перед отраслью, любезно согласились принять участие руководитель отдела развития виноградарства и виноделия Минсельхоза РФ Наталья Романюк, эксперт по алкогольной продукции Госстандарта России и АНО «ТЕСТ - Санкт-Петербург» Лидия Чипурина и директор Национального Института Виноделия (НИВ) Александр Потемкин.

«ИВ»: Как Вы оцениваете состояние российского винодельческого рынка в настоящий момент?

- Виноделие в нашей стране переживает сегодня не лучшие времена, - считает Александр Потемкин, директор Национального Института Виноделия. - Отсутствие государственной поддержки винодельческой отрасли и Закона о вине привело к тому, что на алкогольный рынок широкой рекой текут откровенные фальсификаты под прикрытием красивой этикетки. Вопиющим фактом нарушения всех правил и норм виноделия следует считать существование ГОСТ Р 51157-98, который, по сути, дал возможность недобросовестным производителям выпускать на прилавки российских магазинов суррогаты из воды, концентрированного сока, спирта, сахара, красителей и ароматизаторов. Ни в одной из стран традиционного виноделия, кроме России, не допускается, чтобы синтетические напитки называли вином.

- Проблема качества вин на российском рынке не ограничивается наличием в нашем законодательстве ГОСТ Р 51157-98, - утверждает Наталья Романюк, руководитель отдела развития виноградарства и виноделия Минсельхоза РФ. - По моему убеждению, абсолютное большинство продукции, сделанной по «правильному» ГОСТ 7208-93, тоже далека от понятия вина. Я, например, не могу на 100% поручиться ни за одно предприятие. И дело здесь не в ГОСТах, а в общей ситуации, которая сложилась в российской экономике. Сегодня в России просто невыгодно производить натуральные качественные вина. И тому много причин. Существующая практика налогообложения винодельче-ской промышленности, отсутствие государственной системы по защите рынка от некачественной продукции наряду с низким уровнем покупательского спроса - все это создает предпосылки для изготов-ления дешевых низкокачественных вин. Необходимо пересмотреть систему взимания акцизов с вина в сторону их уменьшения, параллельно ужесточив контроль над объемами выращенного винограда и произведенных из него виноматериалов. Это поможет избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка.

Немного статистики
По данным Минсельхоза РФ, в прошлом году в России было произведено 27 млн. дал вина и виноматериалов. Почти столько же - 26 млн. дал - импортировано из стран дальнего и ближнего зарубежья, причем 85% от этого количества составила продукция из Молдовы.

«ИВ»: В чем, по Вашему мнению, причины появления на российском рынке низкокачественных и поддельных вин?

- При проверке винодельческой продукции на соответствие установленным требованиям мы опираемся на существующие в России законы, государственные стандарты и другие нормативные документы, - говорит Лидия Чипурина, эксперт по алкогольной продукции Госстандарта России и АНО «ТЕСТ - Санкт-Петербург». - Есть определенные характеристики, которым должно отвечать вино по прозрачности, вкусу, аромату, отсутствию осадка, содержанию спирта, сахара и другим показателям. И если предъявленный на проверку продукт соответствует всем обязательным требованиям, мы не вправе отказать ему в выдаче сертификата соответствия. Хотя иногда хочется пропустить импортное натуральное виноградное вино с незначительным отклонением от ГОСТа (например, с легкой опалесценцией или помутнением - пусть покупатель сам решает брать ставить его на стол или нет !), чем партию винодельческой продукции с красивыми этикетками и сомнительным содержимым , однозначно забраковать которую сегодня не представляется возможным из-за отсутствия гостированных инструментальных методов, поскольку формально она полностью соответствует стандарту.

Достижения современной химии настолько значительны, - говорит Александр Потемкин, - что обмануть с их помощью человеческий вкус и обоняние достаточно просто. Это служит основным посылом к появлению низкокачественной продукции. Сегодня можно изготовить напиток, попробовав который далеко не всякий дегустатор сумеет доказать, что это не вино. В результате на сегодняшний день в России и в Москве, в частности, существуют винзаводы, производящие миллионы бутылок натурального вина в месяц, при этом не закупая ни литра (!) натуральных виноматериалов. Кстати, это касается не только напитков российского производства - огромное количество подобных вин идет к нам из стран ближнего зарубежья, и больше всего - из Молдавии.

- Ситуацию на российском рынке осложняет отсутствие аттестованных методов, которые говорили бы о подлинности вина, - считает Наталья Романюк. - Многочисленные органы, контролирующие качество поступающей на рынок продукции, не способны гарантировать потребителю натуральность продукта.

- Необходимо создать специализированные лаборатории для проверки вин в крупнейших региональных центрах РФ, - добавляет Александр Потемкин. - это позволит ограничить импорт поддельных вин в Россию и заставить отечественных производителей задуматься о качестве выпускаемой продукции.

«ИВ»: Насколько сегодня актуален вопрос о принятии в России закона о вине?

- Анализируя опыт ведущих винодельческих держав, легко убедиться, что повышение качества производимых вин немыслимо без развитого законодательства в области виноделия, - рассказывает Александр Потемкин. - Сегодня законы о вине приняты в большинстве стран Европы и Нового Света. Кстати, нечто подобное существовало когда-то давно и у нас - в 1914 году в царской России увидели свет «Правила о выделке вина», которые вошли в историю как первый российский Закон о вине.

Разговор начистоту
Представительница российской винодельческой компании, по понятным причинам пожелавшая остаться неизвестной:
- Да, мы производим большой ассортимент различных вин - обычных и крепленых. У нас и лицензия на выпуск есть. Все по правилам, претензий со стороны налоговой инспекции нет. Что, что вы спрашиваете? Качество? Оставим этот вопрос без комментариев. Что покупается, то и производим. Правда, владельцы нашего предприятия на этикетке зачем-то телефон компании указали, так теперь нам покупатели периодически звонят. Одна женщина мне в трубку кричит: «Я после вашего вина вся сыпью покрылась!». А я ей говорю: «Вы что, не читали этикетку, там же ясно написано, что беременным и больным пить вино нельзя»…

- В настоящий момент нашим Министерством подготовлены поправки к закону «Об обороте этилового спирта и алкогольной продукции», которые должны вывести все аспекты, касающиеся виноделия, в отдельный документ, - говорит Наталья Романюк. - Этот законопроект уже разработан, он называется «О винограде и вине»; в нем будет дано четкое определение вина как продукта, предложены механизмы регулирования производства винограда и вина, а также меры государственной поддержки отрасли.

- Хочу отметить, что в настоящее время во всем мире очевидна тенденция оформлять на законорегулируемом уровне только те требования, которые касаются безопасности продукции, - говорит Лидия Чипурина. - Требования, касающиеся обеспечения качества и конкурентоспособности, должны относиться к добровольной сфере. В декабре прошлого года был принят Федеральный закон «О техническом регулировании»; согласно ему должны быть разработаны технические регламенты на отдельные виды продукции, в том числе и на вино. Эта реформа в области стандартов призвана гармонизировать наше законодательство и нормативную базу в соответствии с требованиями ЕС. Так, в новом законе предусматривается, что все обязательные требования к продукции устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются федеральными законами, Постановлениями Правительства РФ. Качество же будут регулировать рыночные механизмы. Государственные стандарты перейдут в ранг добровольных, возможна также разработка корпоративных стандартов с высокими требованиями или стандартов предприятия. С их помощью участники рынка смогут повышать качество своей продукции и получать преимущества в конкурентной борьбе. А государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции будет осуществляться исключительно на стадии обращения продукции.

Национальный Институт Виноделия (НИВ)
- независимая организация, которая создана для защиты потребительского рынка от фальсификатов и подделок. Наличие собственной микробиологической лабораторией на базе Национального винного терминала (г. Выборг) позволяет проводить независимую экспертизу при возникновении спорных вопросов между операторами винного рынка. НИВ оказывает также консультационную и экспертную помощь таможенным службам и региональным отделениям Общества защиты прав потребителей при проведении необходимых исследований.

«ИВ»: Каким Вы видите закон «О винограде и вине»?

- Это должен быть такой закон, чтобы российским виноделам было бы выгодно выращивать виноград и выгодно делать из него качественное вино, - считает Наталья Романюк. - Ведь виноградарство относится к наиболее затратным отраслям сельского хозяйства; чтобы наладить полный цикл производства вина - от посадки лозы до получения готовой продукции - предприятию требуется 6-10 лет, в то время как строительство водочного завода с нуля занимает не более года.

- Новый документ должен быть досконально проработан, чтобы избежать появления различных толкований, которые неизбежно вносят беспорядок в работу предприятий отрасли, - считает Александр Потемкин. - Хотелось бы также видеть указание на создание структуры, состоящей из профессиональных представителей отрасли и обладающей правами контроля за ее состоянием.

«ИВ»: И последний вопрос - можно ли изменить сложившиеся приоритеты в области производства и потребления вин?

- В современных условиях большая ответственность ложится как на производителя, так и на средства массовой информации, - считает Лидия Чипурина. - Они должны вести просветительскую работу среди россиян, повышать культуру потребления вина. Я уверена, что наличие достоверной информации и постепенный рост благосостояния наших граждан даст возможность изменить приоритеты, перейти от потребления от дешевой спиртосодержащей продукции к натуральным высококачественным винам.

- Необходима взвешенная, честная информация, способствующая повышения культуры винопотребления, - считает Александр Потемкин, - почему производить вино можно, а рассказывать о нем нельзя? Этот вопрос Национальный Институт Виноделия адресует депутатам Государственной Думы, Минсельхозу, Министерству по делам печати и информации и Министерству по антимонопольной политике!

Материал подготовила Юлия МАРТЫНОВА

А знаете ли вы?
Сегодня в российском законодательстве существует сразу два (!) государственных ГОСТа на один и тот же продукт - вино виноградное. Один из них, ГОСТ 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные», достался нам от советского прошлого и трактует вино как «напиток, полученный полным или неполным сбраживанием сусла или мезги». Что, собственно, совпадает с общемировым понятием об этом продукте.
Другой, именуемый ГОСТ Р 51157-98 «Вина виноградные нетрадиционные» (бывш. «Вина виноградные оригинальные»), был принят в начале 1999 года и стал исключительно российским «изобретением» в области виноделия, «расширив» принятое ранее определение вина. Теперь под него подпадал напиток, «полученный из восстановленного виноградного сусла с использованием пищевой вкусоароматической добавки или без нее» (!). Хитроумные разработчики нарекли этот продукт «оригина-льным вином», хотя по всем правилам он должен быть назван «винным напитком». Новый стандарт, по сути, позволил недо-бросовестным производителям вывести на рынок под видом вина суррогат из воды, концентрированного сока, спирта, сахара, красителей и ароматизаторов. Поток бутылок с яркими привлекательными этикетками и знакомыми названиями хлынул на прилавки российских магазинов. Только вот их содержимое почему-то не вызывало радости у потребителя, который в силу своей неосведомленности даже не подозревал, что скрывается под надписью «ГОСТ 51157-98», напечатанной мелким шрифтом в углу этикетки.
Подоплека появления столь сомнительного стандарта вполне объяснима: после экономического кризиса 1998 года большинство российских заводов вторичного виноделия остались без сырья - старые связи с винсовхозами бывшего Союза были разрушены, а импортные виноматериалы оказались не по карману. Новый ГОСТ дал возможность этим заводам наладить бизнес, доходов с которого хватало и владельцам предприятий, и местному бюджету. Таким образом, два участника рынка - государство и предприниматель - остались довольны нововведением, а рядовой потребитель, оказался «третьим лишним».
Первыми голос в защиту отрасли подняли руководители виноградарско-винодельческих фирм Юга России, к которым вскоре присоединились другие специалисты, неравнодушные к судьбе отечественного виноделия. По их общему мнению, поток суррогатов стал серьезным препятствием на пути натуральных виноградных вин на российский рынок. Усилиями энтузиастов была инициирована кампания за отмену стандарта, противоречащего основным законам, регулирующим мировую винодельческую отрасль. Результатом баталий в кабинетах Госстандарта России стало переименование «оригинальных» вин в «нетрадиционные» и ограничение срока действия ГОСТа 51157-98 до 1 января 2005 года.

 

Copyright © 1999 – 2013 «ИМПЕРИЯ ВКУСА»
Публикация материалов ТОЛЬКО с письменного разрешения журнала «ИМПЕРИЯ ВКУСА»