Журнал о напитках и ресторанном бизнесе

РЕДАКЦИЯ
191011, Санкт-Петербург,
ул. Итальянская, 29
Тел./факс: (812) 571-6827,
310-2107, 335-0584
E-mail: iv@imperiavkusa.ru

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Москва
тел.: (495) 788-5648
(905) 706-3877
E-mail: msk@imperiavkusa.ru

 

Тема номера
Алкогольный рынок: взгляд с «Продэкспо-2003»
То, что X международная ярмарка продовольственных товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2003» стала одним из важнейших событий года для всех участников рынка, не вызывает сомнений. И причина здесь не только в количестве заключенных контрактов, но и в возможности «взглянуть в лицо» своим потенциальным партнерам и конкурентам, увидеть, что происходит на рынке и сделать прогнозы на будущее.

Все флаги в гости будут к нам
Прежде всего, нельзя не отметить огромное количество экспонентов и гостей выставки - как уже знакомых, так и новичков. Это свидетельствует о хороших перспективах развития российского алкогольного рынка. При этом значительно возросло число иностранных компаний, желающих представлять свою продукцию в нашей стране.

- Количество поставщиков стало просто невероятным, - говорит Татьяна Овчаренко, исполнительный директор компании «ОКВ». - Конкуренция ужесточилась, но зато она стала более цивилизованной.

- Наш рынок стал приоритетным для многих западных производителей, что и проявилось на «Продэкспо», - говорит Михаил Филимонов, директор по маркетингу компании «Сансерите». - Можно предположить, что в дальнейшем подобная тенденция сохранится; конкуренция будет весьма острой, и успешно работать в таких условиях смогут только самые профессиональные команды.

«Крепкие» прогнозы
Любопытный и закономерный факт: в этом сегменте в явном «фаворе» элитная продукция. Дешевые, «массовые» напитки несколько сдают свои позиции. По мнению участников рынка, такая тенденция будет сохраняться и впредь.

- Сегодня становится все меньше дешевого и некачественного алкоголя, - говорит Ольга Голощапова, менеджер по маркетингу компании «Аспект-Трейд». - Появляются новые производители; новые марки обладают улучшенными потребительскими качествами. Также в этом сегменте увеличивается объем импорта, причем характерной особенностью является выделение своеобразных ниш, посвященных различным национальным напиткам. Любопытно, что значительно снизилась на рынке доля ликеров и настоек, и предпосылок для ее увеличения в ближайшем будущем нет.

- Рынок элитного алкоголя сейчас на подъеме, - говорит Михаил Филимонов. - Думаю, эта тенденция сохранится. Нельзя не отметить повышение качества продукции российских производителей; это особенно заметно на самом массовом водочном рынке. «Подтянулись» и производители из стран СНГ. Что касается определенной моды на те или иные напитки, то, основываясь на опыте нашей компании, отмечу возрастающую популярность миллезимных коньяков (особенно 1950-1975 гг.), и такого аперитива, как Пино де Шарант.

- Рынок сейчас развивается очень бурно - сегмент бренди значительно растет, происходит увеличение объемов производства и на Ереванском коньячном заводе, - говорит Игорь Степанян, официальный представитель ЕКЗ в России. - Кроме того, сейчас уже можно говорить о некотором «переключении» покупателя в крупных городах на более дорогие напитки. В связи с этим мы рассчитываем, что наши марочные коньяки будут пользоваться еще большей популяр-ностью; ожидаем также их «прорыва» в секторе HoReCa. Также замечу, что в Армении возможен рост цен на виноград в этом году: прошедший декабрь был холодным, из-за чего погибло большое количество виноградных лоз.

Мнение
- Если говорить о рынке пива, то здесь темпы роста несколько замедляются, - говорит Ольга Голощапова, менеджер по маркетингу компании «Аспект-Трейд». - По всей видимости, они стабилизируются в ближайшие год или два, и в дальнейшем будет происходить лишь перераспределение долей рынка между производителями.

- Я полностью согласен с тем, что потребители сегодня выбирают более качественные напитки, - говорит Александр Матющенко, коммерческий директор компании «Васко-Петербург». - Элитный алкоголь популярен - дорогие коньяки, виски «сингл молт»… Кстати, сейчас значительно активизировалась работа специализированных алкогольных магазинов и бутиков - у них появилось гораздо больше клиентов, готовых платить за качество. Полностью оправдал наши ожидания и абсент - новинка прошлого года; думаю, что его популярность будет расти на протяжении еще двух-трех лет. Интересно, что большинство компаний, работающих на рынке, сегодня стараются максимально расширить структуру своего ассортимента, представив наиболее полно различные виды алкоголя. Это выгодно с той точки зрения, что и рестораны, и торговые предприятия сегодня предпочитают работать с меньшим количеством поставщиков. Западные же производители не стремятся отдавать свои брэнды «в одни руки» - напротив, стараются их рассредоточить среди российских импортеров. Еще одна тенденция, особенно заметная по «водочному» сегменту рынка - это создание и развитие своих собственных, довольно ярких, брэндов.

Мнение
- Алкогольный рынок в России будет развиваться по всем направлениям, - считает Владислав Долгушин, начальник отдела маркетинга компании «Мозель». - И он будет более цивилизованным. Уже сейчас значительную долю в товарообороте обеих столиц занимают сети супермаркетов, при этом некоторые из них уже осваивают региональные рынки. Сеть - это цивилизация, это стабильное и гарантированное качество. Сеть - это объем, а объем - это скидка от поставщика, соответственно, снижение цены для потребителя. Такая тенденция весьма положительна.

- Сейчас мы вводим на рынок так называемый «небрэндовый» ассортимент крепкого алкоголя, - говорит Владислав Долгушин, начальник отдела маркетинга компании «Мозель». - Это несколько наименований виски, текилы, ромов, бренди, ликеров и т. д по довольно демократичным ценам - от $7 до $11. При этом вся продукция качественна - низкая стоимость обуславливается неизвестностью марок, снижением издержек на рекламу и оформление продукции. Подобные напитки сейчас очень модны в Европе. Судите сами: себестоимость классического коктейля «ром с колой» в данном случае составит всего 20 рублей. В рамках этого проекта мы представляем также бразильскую кашасу.

Винные новости
Вина… Безусловно, они продолжают набирать популярность. Однако в том, как именно это происходит, мнения наших собеседников несколько разделились - и это тем более интересно.

- Начиная с 1999 года, спрос на вина в нашей стране возрастает примерно на 25% ежегодно, - говорит Ольга Голощапова. - Сегодня многие аналитики утверждают, что оборот рынка вина в России составляет около $2 млрд. в год. Казалось бы, наши потребители наконец-то поняли, что «истина в вине», но… Во-первых, необходимо разделять винный рынок Москвы и регионов. Столица на порядок опережает всю остальную страну, даже если речь идет о крупных промышленных центрах. Во-вторых, надо сказать, что примерно 80% оборота обеспечивают всего 20% покупателей, которые покупают дорогие вина, и делают это довольно часто. Тем не менее, позитивная тенденция развития винного рынка в России существует, что в первую очередь связано с ростом благосостояния граждан. Если говорить о потребительских предпочтениях, то по статистическим данным лидирующие позиции занимают грузинские, молдавские и российские вина. Из новых направлений, пользующихся все большим спросом, можно выделить вина Нового Света; отдельно стоит упомянуть и Абхазию. В этих напитках потребители находят прекрасное соотношение «цена - качество», новые вкусовые ощущения, отличный от классического букет. Вместе с тем вопрос цены стоит до сих пор очень остро: нынешний покупатель понимает, что бутылка качественного вина не может стоить 50 рублей, но с другой стороны, еще не готов покупать хорошие вина по цене 200 рублей за бутылку. Из других проблем «винного» рынка можно назвать отсутствие культуры винопития, консервативность региональных покупателей, хаотичность ассортимента алкоголя в супермаркетах и т. п. К тому же рынок вина пока не брэндирован, что усложняет выбор для покупателей. Что касается сектора HoReCa, то здесь на первый план выходят «вымогательство» дополнительных услуг и необузданность в плане ценообразования. Вообще же, по прогнозам аналитиков, рынок вина к 2005 году увеличится примерно втрое, и произойдет это исключительно благодаря моде на этот напиток и «европеизации» стиля жизни среднего и высшего классов.

- В целом рынок вин становится более культурным, - говорит Александр Мазлумян, директор по маркетингу и рекламе компании «Винифранс». - Вина Нового Света, с таким восторгом принимаемые до недавнего времени, на мой взгляд, сейчас постепенно занимают соответствующее им место. Многие потребители возвращаются к «классике», а в некоторых регионах бум закончился, не успев начаться. Французские вина, например, для многих прошедших через модные увлечения, остаются неким «винным Олимпом», они индивидуальны и характерны; по сравнению с ними вина Нового Света несколько однотипны. Непросто складывается на российском рынке судьба немецких вин престижной категории - они воспринимаются многими потребителями несколько насторожено: их цена кажется неоправданно высокой. «В тени» сейчас и вина Эльзаса. Что интересно, они присутствуют в ассортименте практически всех импортеров, в них есть то, что так импонирует вкусу наших соотечественников - но, видимо, эти вина дороги, а сегодня большинство людей по непонятной причине готовы платить большие деньги лишь за красное вино. Что касается прогнозов и модных тенденций, то, по всей видимости, новинки и «экзотика» будут оставаться в центре внимания начинающих любителей вина, популярностью будут пользоваться яркие вина с выраженным характером: возможно, это будут вина юга Франции (например, Лангедока-Руссильона) или Уругвая, только что появившихся в нашей стране - они могут стать модными. Для «продвинутых» потребителей реальна возможность расширить круг предпочтений, благодаря «пробуждению» многих малых замков Бордо. Сегодня крупные алкогольные компании, в том числе и те, чей основной ассортимент составляет крепкий алкоголь, стали заниматься винами уровня Крю Буржуа, серьезная планомерная работа в этом сегменте поможет развитию винного рынка. Большие надежды импортеры возлагают на региональные рынки, а именно - на то, что они «подтянутся» и будут готовы воспринимать вина более высокого качественного уровня. В то же время очень многое зависит и от того, какие предложения смогут сделать сами импортеры.

- Наша работа стала гораздо более эффективной, - говорит Татьяна Овчаренко. - Конечно, московский винный рынок развивается гораздо быстрее, чем региональный. Но тем не менее последний не стоит на месте; на нем, кстати, активизируется деятельность сектора HoReCa, она становится более профессиональной и качественной. Вопреки распространенному мнению, потребители в регионах готовы платить деньги за престижные вина - так, например, мы поставляем туда и «Вега Сицилия». Из общих тенденций мне хотелось бы отметить возросшую популярность болгарских вин и некоторое снижение спроса на вина Нового Света.

Знания - сила
Еще одна приятная новость. Похоже, любознательность, стремление повысить свой профессиональный и интеллектуальный уровень становится нашей характерной особенностью.

- За последний год значительно возрос интерес к профессиональному образованию, - говорит Евгений Агапов, брэнд-менеджер компании «Васко-Петербург». - Огромной популярностью пользуются специализированные семинары, школы сомелье, различные обучающие мероприятия… Сегодня такого рода знания стали не просто элементом личного имиджа - они действительно востребованы и, нельзя не заметить, хорошо оплачиваемы. Специалисты «в цене» - и это радует.

- Сегодня потребитель хочет не просто выбрать качественное вино, но и разобраться, что же собой такое вино представляет, - говорит Алекс Чиковани, коммерческий директор компании «GWS». - Знания становятся крайне актуальными - это подтверждает и неизменная популярность организуемых нами лекций и семинаров о грузинском виноделии.

Ирина КУТКОВСКАЯ

О винах Грузии
Грузинские вина всегда имели (и имеют сейчас) довольно большое значение на российском рынке, несмотря на все проблемы, с ними связанные, - например, наличие большого количества фальсифицированной продукции. Мы обязательно рассмотрим эту тему более подробно в ближайших номерах «ИВ»; сейчас же обозначим особо некоторые тенденции.

- Рынок грузинского вина в России значительно вырос за последние три года, - говорит Нукри Курдадзе, старший бренд-менеджер сектора вин компании Pernod Ricard Rouss. - Сегодня на нем наблюдается довольно любопытная тенденция: перераспределение по ценовым сегментам. Так, если выделить условно три ценовых категории - низкую (до 100 рублей), среднюю (100-250 руб.) и высокую (более 250 руб.), то можно сказать, что еще полтора года наибольший объем продаж приходился на две первые. Сегодня же все большей популярностью пользуются вина, относящиеся к высокой ценовой группе. Потребители уже знают, что дешевого «Киндзмараули» не бывает; производители, в свою очередь, понимают, что такое направление неперспективно. Сыграло свою роль и общее повышение жизненного уровня в России. Однако сегодня существует и такая проблема: далеко не всегда качество дорогого вина соответствует его цене. К сожалению, порой за довольно высокой стоимостью скрывается лишь красивая тара, хорошая этикетка, и… довольно посредственный напиток. Такое искусственное повышение цен подрывает престиж данного производителя, но оно также способно негативно сказаться на грузинских винах в целом. Ведь человек не забывает свое разочарование дорогим вином… Хотелось бы также отметить возникшую недавно и, на мой взгляд, довольно передовую тенденцию брэндирования грузинских вин. Многие производители предпочитают представлять сегодня целую линейку продукции под единой маркой, что, несомненно, способствует ее узнаваемости и популярности у покупателей.

- Потребление грузинских вин в России растет, - говорит Зураб Маргвелашвили, исполнительный директор компании «Тбилвино». - Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что довольно большое количество этой продукции оставляет желать лучшего, рост качества также очень заметен - сказывается обострение конкуренции. Сегодня у покупателей есть возможность выбора среди вин самых разных ценовых категорий, хотя многие уже понимают, что хорошее вино не может стоить дешево - хотя бы из-за высокой цены на качественный виноград. Так исторически сложилось, что на российском рынке всегда были популярны полусладкие красные грузинские вина - подобная ситуация наблюдается и сейчас. Однако пользуются определенным спросом и сухие вина; также стоит отметить успех продукции в упаковках «bag-in-box».

 

Copyright © 1999 – 2013 «ИМПЕРИЯ ВКУСА»
Публикация материалов ТОЛЬКО с письменного разрешения журнала «ИМПЕРИЯ ВКУСА»